"Лаванда", Саед-Шах и раскатистое "р"
София Михайловна - таково полное имя героини этого очерка. Она известна всем и каждому, родившемуся некогда в СССР, однако ее отчество как-то не на слуху. И не удивительно. София Ротару - это не Алла Борисовна и не Людила Марковна - и для миллионов слушателей она и по сей день остается просто Софией, как и тридцать пять лет лет назад, когда в Советском Союзе впервые услышали ее имя.
Первый долгоиграющий диск Софии Ротару, уроженки села Маршинцы Новоселицкого района Черновицкой области (Украинская ССР), вышел в 1972 году на "Мелодии" под шаблонным названием "Поет София Ротару". Композиции этого диска, среди которых наибольшую популярность приобрела вступительная "Червона рута" - мелодичные фолковые песни, помпезно приукрашенные хором и оркестром. Голос двадцатипятилетней выпускницы Черновицкого музучилища одинаково эффектно звучал как на украинском, так и на русском, молдавском и румынском языках.
София Ротару, 1971 г.
В первой половине семидесятых Ротару учится в Кишиневском институте искусств имени Музыческу (который она окончила в 1974), работает в местной (Черновицкой) филармонии и продолжает записывать долгоиграющие пластинки, чаруя советскую публику своим всегда узнаваемым голосом и национальным колоритом. Вполне логичным результатом такой бурной деятельности явилось присуждение ей в 1976-м году звания Народной артистки Украины.
Тем не менее, звездный час Ротару как популярной певицы придется на 80-е. Именно тогда ей удастся превратиться из фолковой исполнительницы в успешную и обожаемую многими поп-звезду, потеснив даже на какое-то время, казалось бы, незыблемую и вечно популярную Аллу Пугачеву. И не мудрено: к середине восьмидесятых, когда Борисовна уже порядком подзадолбала своим коммунальным околошансоном (впрочем, выход из тупика прийдет в лице Кузьмина, и в 1987-м году Пугачева ненадолго мимикрирует под рок-звезду - этакая Тина Тернер местного пошиба), совершенно неожиданно реинкарнировалась Ротару, предоставив не просто достойную альтернативу действующей эстрадной совковой попсе, но и привнеся что-то более народное, фолковое и одновременно женственное. Немалую роль в росте популярности Ротару в те времена сыграл и более прозаический факт: в сознании среднего советского обывателя Молдавия и Украина всегда ассоциировались с коньяком и винами, Крымом, курортами, пышногрудыми девицами с косой до попы - воплощение мечт и полюциногенных сновидений рядового советского инженера с окладом в 80 рублей плюс премия и надбавка за секретность.
Но Ротару, при всех своих очевидных достоинствах - это не Анна Герман. Она не поражала артистизмом и какими-то выдающимися вокальными данными. Скорее, это удачно подобранный образ поп-дивы, "хуторянки" с Карпат, где растет "горная лаванда". И тем не менее, голос Ротару оказался вполне подходящим не только для прифолкованной эстрады, но и для более эмоциональных поп-романсов, таких, как "Дикие лебеди" или "В доме моем". Ставка была сделана и на личное обаяние певицы, которого не было у Пугачевой. Пугачева - это майор КГБ, "Арлекин" по заданию Партии, и даже в самые лучшие свои годы Борисовна была подчеркнуто неженственна и несколько грубовата. "Женщина, которая поет" - лучшее, что можно сказать про А.Б.
Сейчас Ротару вроде бы не пустилась в модную нынче игру в "стареющих скоморохов", в которой уже давно участвуют Пугачева, Гурченко, Моисеев, Киркоров и прочие. Это все еще стройная и энергичная женщина, выглядящая гораздо моложе своих лет, любящая во время своих выступлений пройтись по залу и насобирать цветов. Ее знают, ее ценят, ее
уважают. Чего не скажешь о.
Комментировать дискографию Софии Ротару, включающую в себя пару дюжин лонгплеев и компакт-дисков, а также бесчисленное число мини-дисков - занятие долгое и психоделическое, поэтому позволю себе ограничиться лишь собственными впечатлениями от некоторых ее известнейших песен, которые прекрасно знают многие, а многие из этих многих, надеюсь, еще и любят.
В доме моем
Пожалуй, одна из моих самых любимых песен в исполнении Ротару. Красивая "персидская" мелодия в ритме вальса, сочиненнаяДавидом Тухмановым, прекрасный текст, который не стыдно пропеть вслух при посторонних (автор стихов - Анна Саед-Шах), и, конечно же, обаятельный голос Софии. Получился очень даже приличный ответ западной музыке подобного рода, прежде всего, в лице Демиса Руссоса. Особенно эффектным выглядит инструментальный проигрыш, где бессловесный вокал Софии сливается с симфоническим сопровождением (между 3:00 и 3:11, и от 3:25 до конца).
Очень бы хотелось, чтобы Ротару выпустила в свое время хотя бы один альбом с песнями подобного рода, с обработками восточноевропейских и ближневосточных мелодий и стилизациями под них. Но, к сожалению, даже эта песня, часто появляющаяся на всевозможных сбониках, никогда не входила ни в один лонгплей, и была издана в 1986-м году на миньоне.
Аист на крыше
Звонкий голос Софии, с раскатистым "р", классические обертоны симфонического оркестра, общий пафос - все это выглядит очень привлекательно. Еще одна композиция, сочиненная Тухмановым. К сожалению, "Аист", как и "В доме моем" не выходил на долгоиграющих пластинках, и, как и многие "хитовые" композиции советских исполнителей, был выпущен в свое время на мини-дисках, которые Мелодия плодила в невообразимых количествах.
Эта песня, проникнутая настроением середины 80-х, вполне подошла бы для Live Aid и бесконечных "зеленых" концертов под эгидой Гринпис. Обязательная инкрустация детским хором, рассчетливая "экологичность" и пацифизм в тексте, напористость самой композиции делают ее очень даже неплохим продуктом на "экспорт". Правда, в бочке меда плавает трехлитровая банка дегтя: мало того, что стиль текста оставляет желать лучшего ("не спугните аиста вы"), так еще и Софья зачем-то запела в некоторых местах с каким-то неприятным акцентом.
Жизнь
Отличная поп-роковая баллада. Акустические гитары, бас, ударные, пианино, синтезатор и красивое двоеголосие. Плюс к этому -напевная мелодия, ритм в духе битловской "Пенни Лейн" и заводной припев: "Дни летят, за рассветом - закат". Конечный результат - нечто очень в духе ВИА "Земляне", что и не удивительно: музыку сочинил Владимир Мигуля, автор песни "Трава у дома". Композицию отличает характерная для доперестроечных времен плакатная поэзия, с обилием всяческих "нужно", "не забудь" и повелительного наклонения. Еще лет десять назад это вызывало бы раздражение, сейчас же такой текст воспринимается за милую душу.
Композиция выпущена на альбоме "Нежная мелодия" (1985), на котором, помимо прочих, можно услышать такие известные вещи Софии, как "А музыка звучит" и "Романтика".
LP "Монолог о любви", 1985
Лаванда
Дуэт с эстонским певцом по имени Яак Йоала (Yak Yoala). Несмотря на то, что музыку написал Матецкий, фактура этого медленного дискотечного полуроманса больше в духе Паулса. Под эту песню хорошо танцевать, трепетно обнимая за талию свою партнершу и вдыхая аромат ее рижских духов "Дзинтарс", но на слух такая осенняя музыка с солнечным текстом ложится не слишком хорошо. Песня выпущена опять-таки на мини-диске в 1986-м году.
Было, но прошло.
Всего два года отделяют эту композицию от "Лаванды" и "Аиста на крыше", а кажется, миновала целая эпоха. Конец восьмидесятых знаменовал собой не только смену политического климата в СССР, но и радикальные изменения в популярной музыке. На какое-то время эстрада отошла на второй план, и всеобщее внимание привлекла роковая музыка. Примитивная, убогая, кичевая, но своя, родная. Эстрада срочно мимикрировала под остроту электро-рока, пропагандируемый группами Кино, Альянс, и многими другими - именно в это время в совке рождается настоящая "попса". Даже Пугачева в экстренном порядке перестроилась под новые веяния. Заголосили новые имена на сцене - Аллегрова, Понаровская, Мираж, и перестроечный техно-поп в лице Комбинации, Ласкового Мая, Преснякова и Салтыкова наводнил дискотеки.
Продолжать меланхолично мурлыкать "Лаванду", когда народ в полном угаре от "Музыка нас связала" - бессмысленно. И пока Пугачева с Кузьминым распевали "Две звезды", выглядя, скорее, как два посмешища, София с небывалой легкостью переориентировась на новую моду. И до чего же удачно! На этой композиции особенно заметно, что Ротару значительно отошла от своих "фолковых" корней (которые еще давали о себе знать каких-то пару лет назад), и ее голос стал звучать выше, чище и без хоть и обаятельного, но быстро приедающегося акцента.
Золотое сердце
Еще один хит 1988-го года из одноименного альбома (откуда и "Было, но прошло"). Сильное и эмоциональное пение Софии здесь явно контрастирует со стерильным и маловыразительным аккомпанементом. Спой эту песню какая-нибудь Наташа Королева (которая дебютировала в тот год с песней "Желтые тюльпаны"), она (песня; да и Королева тоже) вышла бы слюнтявой и блеклой. В исполнении же Ротару получался этакий очередной душевно-надрывный поп-романс. Вступительные синтезаторные пассажи вызывают эффект "дежа-вю": абсолютно то же самое через три года прозвучит в песне "The Show Must Go On" группы Queen.
LP "Золотое сердце", 1988
Караван любви
На одноименном диске "Караван любви", вышедшем в 1991-м году, Ротару предстала в амплуа исполнительницы в стиле поп-хард. Заглавная вещь с этого диска - хард-роковая композиция в духе позднего Автографа (LP "Каменный край"). София подстроила свой вокал под требования стиля, в результате чего он получился слегка с "хрипотцой" и с очень уместной, в пику названию, стилизацией под "арабику". Ассоциация с Автографом не случайна: в записи принял участие Александр Ситковецкий из Високосного Лета и Автографа. Здесь мы слышим очень недурственную выделку самой композиции, вполне сносное соло на гитаре (в исполнении Ситковецкого), красивый вокал, но, к сожанию, ужасный припев ("караван, караван, караван, караван любви"). Окончательно добивает раскатистое "р".
Имидж Ротару рубежа 80-х/90-х лично мне импонирует больше всего. Этакая современная исполнительница романсов, отдаленно напоминающая несколько менее камерный и чуть более эстрадный вариант Светланы Бородиной.
"Караван любви" - последний альбом Ротару, выпущенный на виниловом диске, фактически знаменовавший собой конец ее основного творческого пути. На какое-то время София исчезнет из поля зрения, уступив место на эстраде новым именам. Следующий диск Ротару - "Хуторянка" - увидит свет только в 1995-м году, отметив триумфальное возвращение легенды советской эпохи, и доказавший ее феноменальную способность адаптироваться к любому климату на эстраде и современной конъюнктуре популярной музыки.
Дискография (только полноформатный "винил"):
1. 1972 Поет София Ротару
2. 1973 Поет София Ротару
3. 1974 София Ротару
4. 1977 София Ротару
5. 1978 София Ротару поет песни Владимира Ивасюка
6. 1978 София Ротару
7. 1979 Только тебе
8. 1981 Песни из к/ф "Где ты, любовь?" / София Ротару и "Червона Рута" (2LP)
9. 1982 София Ротару
10. 1985 Нежная мелодия
11. 1987 Монолог о любви
12. 1988 Золотое сердце
13. 1991 Караван Любви (Песни Владимира Матецкого на стихи Михаила Шаброва)
Все пластинки, кроме "Караван Любви", выпущены на "Мелодии"
"Караван любви" - Sintez Records г. Рига